Перекрёстки судьбы
Великая Отечественная война коснулась каждого города, каждого села, каждой семьи. Она разрушала всё на своём пути, ломала жизни и судьбы. Война «украла» детство у многих мальчишек и девчонок.
Не обошла она стороной и Азика Берковича Пономарёва. Он родился 25 февраля 1932 года в Белоруссии. Когда ему исполнилось четыре года, семья переехала жить в Польшу в город Лаштурн. Мама тяжело заболела и умерла. У маленького Азика вскоре появилась новая мама. В сентябре 1939 года немецко-фашистские войска вторглись на территорию Польши. Населению городка было приказано в трёхдневный срок покинуть город. Люди брали всё необходимое и спешно оставляли свои дома. Шли колонной в сторону Украины кто пешком, кто на лошади. Много было семей с маленькими детьми. Шли в основном лесами. Иногда мальчику выпадала удача, и его подвозили на телеге. Так беженцы добрались до Львова, где их всех распределили по разным местам. Многих поселили на втором этаже солдатской казармы. Всё свободное время Азик гулял во внутреннем дворе около казармы. Там стояли две полевые кухни, в которых варили еду для солдат. Беженцев тоже поставили на довольствие. Через неделю всех посадили на поезд и направили на Урал. В Свердловске беженцев отправили в баню, а одежду отдали на дезинфекцию. Когда мальчик получил своё пальтишко обратно, сильно расплакался. Вместо шикарного пушистого воротничка он увидел что-то непонятное.
Из Свердловска семья попала в Нижний Тагил. Вскоре заболел и умер отец. Мачеха сдала ребёнка в детдом. Так, в возрасте восьми лет Азик оказался в детском доме села Кондинское Мехонского (ныне Шатровского) района. Кормили очень плохо. Из еды в основном была похлебка из груздей напополам с червями. Село стояло на берегу Исети. Весной, когда река разливалась, мальчишка залазил в воду и руками ловил рыбу. Пойманную рыбу складывал за пазуху и уносил на кухню. Но почему-то его потом ей не кормили.
Когда немного подрос, пошёл работать в колхоз. На конном дворе мальчику предложили боронить. Он согласился, так как в колхозе работников хоть кормили.
Ему запрягли бычка и указали место, где надо заборонить. Работу старался выполнять исправно, на совесть. Вот только бычок ему попался своенравный, вредный. А может и тоже знающий себе цену? Только ровно в 12 часов он, вместе с бороной и маленьким Азиком, направлялся в ближайший лесок на кормёжку.
Летом мальчик стал возить на лошади волокушей сено к зародам. Так как он был маленький и лёгонький, его поставили на зарод помогать раскладывать сено.
С работы он ехал на лошади, которую отпускал возле реки, а сам уже пешком шёл к детдому. Однажды, возвращаясь, он увидел на дороге мужика с оглоблей в руках. Тот стоял и дожидался Азика, приняв мальчика за ночного воришку.
Кормили детдомовцев плохо, и они часто лазили по ночам в огороды местных жителей. Вот мужики и охраняли свои огороды разными способами.
Когда Азику исполнилось десять лет, его и ещё четверых мальчиков перевели в детский дом села Сладчанки. Там тоже плохо кормили. Мальчишки также по ночам делали набеги на огороды, опустошали их и уносили всё, что можно было. Как только ребят ни просили не делать этого, но ежедневный голод заставлял их снова и снова украдкой убегать из детдома в поисках еды.
Однажды Азик вместе с двумя мальчишками попытался залезть в чей-то погреб. Их поймали и отвели в контору. Он помнит взгляд и угрожающие речи, но что же делать, когда очень голоден? Мальчиков поругали и отпустили.
Азик Беркович вспоминает: «В колхозе держали свиней и для них засаживали большое поле. Летом я подкапывал картошку. Осенью, после его уборки, на поле отпускали свиней. Я ждал, когда свинья выроет картофелину, отгонял её, а картофелину забирал себе. Когда набирал много, уходил в лес и, там, на костре запекал. Спичек не было, огонь как-то умудрялся разжигать с помощью палочек. Весной искал мороженую картошку. Ловил и гусей, которых потом ощипывал и зажаривал на костре.
Осенью свиньям в больших котлах варили картошку и свёклу. Я ждал, когда сторож отойдёт, подбегал к котлу, выхватывал горячую картофелину и убегал. Сладкого мы не видели совсем и поэтому ждали, когда наступит осень. Тогда опять лезли в огороды за брюквой. Она нам заменяла сахар».
Когда Азику исполнилось четырнадцать лет, его и ещё четверых подростков воспитатель повезла в Челябинск устраиваться на работу. Там их определили на Челябинский механический завод. Так закончилось детство, и начались трудовые будни.
На заводе подростка определили в литейный цех на изготовление фасонных заготовок. Их детали путём заливки металла в форму, имеющую конфигурацию требуемой детали. В этом цеху и началась рабочая жизнь четырнадцатилетнего подростка. Ему показали, как и что делать, определили норму.
В этом же цехе, делали автокраны. Вскоре паренька перевели в столярку, где научили многому. Сначала он делал детские гробики, а потом и деревянные рамы для автокранов. Через год он уже трудился в слесарном цехе слесарем-сборщиком – собирал и устанавливал коробку мощности автокрана. Мог полностью собрать стрелу.
В 1951 году получил письмо от мачехи. Она звала его жить в Польшу. Уволился с завода, получил загранпаспорт. Мастер купил ему билет до Москвы. Когда приехал на Белорусский вокзал, оказалось, что он даже не знает, куда надо ехать. Пришлось возвращаться обратно «зайцем» в Челябинск.
Устроился на завод металлоконструкций имени Серго Орджоникидзе учеником электросварщика. Затем его перевели столяром четвёртого разряда. В октябре 1953 года паренька призвали в армию. Службу проходил на Украине в городе Житомире в качестве разведчика зенитной артиллерии. После демобилизации в звании ефрейтора вернулся на Челябинский механический завод слесарем-сборщиком.
В заводском общежитии он жил в одной комнате со своим другом (как оказалось, с двоюродным братом будущей жены) Пономарёвым Виктором Фёдоровичем. Он и предложил Азику Берковичу провести отпуск в его родной деревне Гагарье. Там парень познакомился со своей будущей женой Марией, когда она выгоняла уток из озера. Весь свой отпуск они провели вместе.
Отдых закончился, и девушка сильно запала ему в душу, поэтому уезжать очень не хотелось. Зимой он опять поехал в Гагарье. В сорокаградусный мороз добирался до деревни разными путями: пешком и на попутной машине.
Мария тоже приезжала к нему в Челябинск. В 1957 году молодые расписались в Куртамышском ЗАГСе. Свадьба была скромной: всего пять человек вместе с молодожёнами. Семейную жизнь Пономарёвы начали в Златоусте, а в 1959 году приехали на родину жены, в село Гагарье. Азик Беркович устроился работать в колхоз «Авангард» столяром. Закончил Берёзовское СПТУ-2 при колхозе. Немного поработал и на комбайне. Колхозная жизнь такая – всюду нужны крепкие, работящие руки. С 1987 по 1991 годы он работал заместителем председателя колхоза.
К нам в Норильное Азик Беркович переехал в 2002 году. Вместе с женой они воспитали шестерых замечательных детей, которые подарили им 11 внуков и 14 правнуков. В пятницу, 25 февраля, Азику Берковичу исполняется 90 лет.
От имени всех односельчан сердечно поздравляю и от души желаю крепкого здоровья, домашнего уюта, любви и заботы близких.
Т. Портнова, председатель первичной ветеранской организации д. Норильное. (Фото Норильное_Пономарёв)